Словом и делом

На средневековых гравюрах, посвящённых болезням и исцелению, часто можно увидеть монахов разных орденов и общин. Они ухаживают за больными, проводят операции, собирают лекарственные растения, готовят из них лекарства. Когда впервые служители церкви начали исцелять не только души, но и тела?

С начала христианства: врачом был евангелист Лука. Епископ Кесарии Василий, известный как святой Василий Великий, устроил у себя в епархии настоящий город для больных, названный в его честь «Базилия». Это была первая в истории больница при церкви.

Не отставало и западное христианство. Устав св. Бенедикта, составленный в VI в., вменяет в обязанность монахам уход за больными и их лечение в качестве подвига милосердия. В том же веке образовался и орден св. Лазаря, взявший на себя заботу о больных проказой — очень заразной и в те времена неизлечимой болезнью. От приютов этих монахов произошло всем известное нынче слово «лазарет».

Где лазареты, больницы и госпитали – там и нужда в лекарствах. Монастырские аптечные огороды и садики – это только выращивание сырья, которое надо переработать и хранить. А значит, нужна и аптека.

Первые европейские аптеки тоже появились при монастырях в XI-XII веках в Испании, где монахи заимствовали от арабов полезнейшую идею отдельного помещения для лекарственных дел. Затем аптеки появились практически при всех монастырях. Строились они у стен монастыря, поближе к главным воротам, и могли иметь собственный вход снаружи.

Пациентам незачем было проходить на монастырскую территорию (не каждый устав допускал туда посторонних) – они могли получить лекарство через «пограничный» прилавок. Иногда в аптеке делалось особое помещение для осмотра страждущих монахом-целителем. Таким образом монастырские аптеки стали ещё и первыми амбулаториями.

Лечили монахи не только лекарствами, но и другими средствами. Например, модным в прошлом кровопусканием, которое делалось по любому поводу, а иногда и без такового. Увлечение этой процедурой доходило до того, что пациентам потом приходилось подолгу восстанавливать силы, и не всегда это получалось.

Так что в XIII в. развернулась настоящая борьба Ватикана с монашеской хирургией – вплоть до того, что папской буллой 1243 года монахам вообще было запрещено учиться медицине. Впрочем, один из последующих пап, Иоанн XXI, до своего избрания в 1276 году сам был врачом во французском Лионе – ему приходилось лечить инкогнито, под именем Петра Испанского. Однако практиковать хирургию и пускать кровь с тех пор стали светские цирюльники. У монахов же остались целебные эликсиры, бальзамы и ликёры из трав.

Некоторые с тех пор утратили было лечебное значение: например, известный нынче алкогольный ликёр бенедиктин изначально был согревающим составом из листьев мяты и мелиссы, корней дягиля, липового мёда и пряностей. Создали его в 1510 году монахи обители св. Бенедикта. Только в ХХ веке в рецепт были добавлены коньяк и сахарный сироп.

Известная же с 1611 года «кармелитская вода» продолжает оставаться действенным лекарством, применение которого сохраняет актуальность и в наши дни.

Облако тегов

церковь Девяти ангельских хоров (1) Япония (1) голос (1) новый год (1) ботанический сад (2) польза лимона (1) ОРВИ (11) сад Николая фон Гартвиса (1) Крещенская вода (1) от комаров (1) роза (5) синдром весенней усталости (1) научные открытия (1) пейзаж (3) Императорский сад (3) отёк (1) здоровье семьи (18) природа Крыма (1) Архангельское (1) Восток (2) Сходня (1) искусство (1) согревающие напитки (1) сосна (1) Диоскорид (1) Водопол (1) природа России (1) Древняя греция (1) музыка (1) монастырская медицина (6) Всемирный день без автомобиля (1) усадьба Пушкина (1) Древняя Греция (1) стресс (4) воксал (1) экзамены (1) Волга (1) Кроноцкий заповедник (1) Василий Поленов (1) Кармолис Гель (2) монахи (1) святой доктор (1) май (1) лекарственные растения (37) усадьба Аксакова (1) традиции лечения (2) полезные растения (12) фармацевтика (4) праздники зимы (1) Всемирный день (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: