Зелёные Святки

Праздник Троицы издревле считался одним из самых важных на Руси. Отмечался от через 50 дней после Пасхи, и чаще всего эта дата приходилась на начало самых длинных дней в году. Поэтому в празднование Троицы и последующей троичной седмицы вплелись ещё более древние традиции, связанные с солнечным кругом крестьянского года.

Традиции эти были связаны с плодородием: заканчивался сев яровых, приближалось время сенокоса и сбора ягод. В полную силу входили и солнце, и травы: на начало лета приходится время цветения лесного и полевого разнотравья, именно «по цвету» запасали многие зелёные лекарства.

Зелень, ветки деревьев, свежая сочная трава были самыми главными украшениями на Троицу, и вся праздничная неделя после носила название «Зелёные Святки». Зеленью украшали и церкви, а в домах не просто устилали пол свежей травой и оплетали ветками окна, но и заговоры шептали, гадания устраивали.

В церковь на Троицу приходили с букетами трав и цветов, и срывали для них лекарственные растения: ромашку, душицу, чабрец, полынь, мяту, тысячелистник и т.д. Женщины на церковной службе старались «оплакать» свой букетик — хотя бы несколько слезинок должно было упасть на травы, иначе начавшееся лето могло оказаться засушливым. Кое-где девушки приходили к воскресной службе в венках из трав и цветов — ромашек, васильков, маков. В северных губерниях, где лето наступало позже, венок заменялся специальным головным убором, украшенным вышивкой, бисером и даже позолотой — причем надевался он только раз в году.

Судьба такого букета после службы складывалась по-разному: где-то «засевали» освящёнными травами поле, чтобы призвать хороший урожай и защитить его от разных напастей, а где-то подвешивали сушиться дома, лучше всего в красном углу, возле икон. Троицкие травы считались сильным лекарством, применявшимся в самых важных случаях, когда обычные средства не помогали: например, женщины, страдавшие бесплодием, именно на таких травах делали отвары, которые должны были помочь забеременеть.

Зелёные Святки были праздником преимущественно женским: те, кто уже создал семью, заботились о плодородии, а молодые девушки — о том, чтобы найти себе суженного: «троицкие» семьи, в которых пара если и не обвенчалась, то хотя бы познакомилась или просваталась в эти дни, считались самыми прочными. Для гадания на суженного использовались всё те же венки из трав и цветов — их кидали наугад, зажмурившись и закружившись: в какую сторону упадёт, оттуда и сваты приедут.

Почти везде на Руси на Зёленые Святки девушки и женщины собирались отдельными компаниями, под руководством женщин постарше, знавших старинные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов было кумование или кумление — заключение особого духовного родства на всю святочную неделю.

Для этого сплетались ветки плакучих ив или берёз: через такую арку или целовались, или проходили вместе. Участие в кумлении, кроме всего прочего, означало для девочек переход в более взрослую жизнь, в девицы на выданье, а доросла ли дочка до этого, могла решить только мать. «Кумились» на особо выбранных полянах, вдали от мужских глаз, делились между собой девичьими секретами, разделяя принесённую из дома еду, в которую обязательно включалась яичница. Были и другие способы «покумиться», но почти в каждом из них участвовали травы и деревья, и прежде всего берёза, самое женское из русских деревьев.

Берёзу на Зелёные Святки украшали, как впоследствии новогодние ёлки. Берёзовые ветки использовались и в венках, и в украшении дома. Именно на этой неделе заготавливались берёзовые веники для бани – они получались самыми душистыми и целебными.

Кроме того, именно на повислых ветвях берёзы или ивы в Зелёные Святки любили покачаться русалки – эта неделя называлась иногда «русальей». Встреча с русалкой считалась приключением опасным: потусторонние существа (по поверьям, в русалок превращались души утопленниц, особенно незамужних девушек) могли заманить и утащить в свой омут неосторожного, не знавшего заговоров и не запасшегося оберегами — например, веткой полыни, которой приписывалось свойство отпугивать всякую нечистую силу. Русалок можно было и задобрить, соблюдая обычаи — в этом случае можно было рассчитывать на покровительство, помощь и хороший урожай.

Заканчивались Зелёные Святки «раскумлением» девушек, отпусканием венков по воде (в этом случае тоже гадали — смотрели, как и куда понесет вода подношение от каждой девицы) и заговением перед Петровым постом — с которого, по русской традиции, полностью заканчивался весенний круг праздников, и начиналось настоящее лето.

Облако тегов

пряности (3) заводчики России (1) День кошек в России (1) продукты из лаванды (1) анис (1) март (2) Российская империя (1) кармелиты (4) благотворительность в России (1) коляска (1) Кармолис Леденцы (2) Антон Павлович Чехов (1) растения Крыма (2) баня от эпидемий (1) важность сна (1) Серебряный Бор (1) легенды и поверья (2) чай (1) история Москвы (1) парадиз (1) Покров (1) прорезывание зубиков (1) Волга (1) польза корицы (1) Новый год (5) Гален (1) прогулки (2) Древняя греция (1) изобретения монахов (1) символ розы (3) зимние виды спорта (1) вирус (1) солнцеворот (2) знания (1) день огурца (1) сентябрь (1) научные открытия (1) шалфей (3) применение корицы (1) парки Вены (1) Сергей Петрович Боткин (1) эфтоное масло сосны (1) античная медицина (1) праздники осени (3) женский день (1) Громница (1) Петр Первый (1) галеновые препараты (1) Сретенье (1) Международный день семей (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: