Запретные «Аристотелевы врата»

Эта книга в Средние века была известна всей Европе, хотя и относилась к числу запрещённых. Появилось книгопечатание, распространять любые книги стало куда проще, но и после этого в типографиях долгое время нельзя было встретить эти оттиски. Даже само заглавие, «Secretum Secretorum», значило «Тайная Тайных». А на Руси её знали под другим названием — «Аристотелевы врата».

Началось всё с Аристотеля и его труда «Политика» — сборника наставлений о том, как надлежит править государством. Впрочем, придворный врач арабского халифа Аль-Мамуна, Юханна ибн Эль-Батрик, живший в IX в. н.э., простым переводом поучений Аристотеля не ограничился и добавил туда собственные соображения и рассуждения различных арабских и еврейских авторов практически обо всём.

В результате получился свод полезных советов на самые различные случаи жизни — такие на Руси назывались «изборниками». Арабский труд, распространившийся и через Византию, и по католическим монастырям, касался прежде всего дел государевых, а государю нужно было знать все «премудрости земные и небесные».

Почему же такую полезную книгу запретили?

Дело в самой последней главе. Как тогда было принято, её суть полностью раскрывалась в заголовке: «О камнях, и зельях, и животных, которые необходимы царю и без которых он не достигнет ничего хорошего, и не сохранит здоровья своего, и не усидит на троне своём». Кроме наставлений политических и житейских, во «Вратах» был немалый раздел о медицине, астрологии и магии — тогда они считались единым, наукой «о естестве».

Запрет на «колдовскую» книгу был наложен и католиками, и православными — у нас это случилось на Стоглавом Соборе 1551 года, когда был утвержден длинный список «отречённых книг».

Запретный плод, как известно, сладок. О том, что запрет не остановил читателей и переписчиков, свидетельствует тот факт, что «Аристотелевы врата» цитировались даже в переписке Ивана Грозного со сбежавшим в Польшу князем Курбским — оба собеседника-противника хорошо знали первоисточник. И в позднейших изборниках попадаются фрагменты из отречённого труда.

Правда, поздние списки «Аристотелевых врат» выходили уже без «нехорошей» главы. На всякий случай обрывали на половине даже предыдущую главу, в которой рассказывалось о физиогномике. В таком виде «Аристотелевы врата» были изданы даже в советское время, в 1984 году, когда ни о каких церковных запретах и речи быть не могло! Но за века именно «обезглавленная» книга стала классической.

Что же осталось в полных списках, дошедших до нас в единичных экземплярах? Прежде всего — заговоры, заклинания, «отречённые» молитвы. Рассуждения о магической и лечебной силе драгоценных камней, тогда считавшиеся ценными и практичными. Немало говорилось и о ядах: очень нужное в Средневековье знание для любого правителя, желающего усидеть на троне до старости.

Часть рецептов, касавшихся лекарственных растений и полезных свойств животных продуктов, встречалась и в других книгах — в зелейниках, лечебниках, вертоградах. Часть для наших условий была слишком экзотичной: если дынное семя, молоко или мёд на Руси можно было достать без проблем, то, например, шелковичные листья для настаивания на вине или свежие смоквы (инжир) в лучшем случае нужно было бы загодя заказывать восточным купцам за очень большие деньги.

Тем не менее, «Врата» оказались полезны для русских врачей того времени. Пусть даже рецепты и были известны, а список лекарственных растений у каждого знахаря и травника был свой, но «Аристотелевы врата» сводили разнородные знания в единую систему, открывали читателю тайны той медицины: взаимосвязь астрологических знаний, свойств веществ и стихий, сочетаний «телесных жидкостей» и т.д.

Это были уже не обрывки знаний, полученных из опыта и переданных по наследству – это уже была медицина как наука, связанная с многими другими отраслями человеческого знания. Более того, такая связь заставляла целителей интересоваться смежными науками, искать новые книги, ставить опыты, обзаводиться лабораториями и переписываться с коллегами.

Так что современная медицина — и не в последнюю очередь фармакология и фитотерапия, - пришла к нынешним успехам в том числе и через «Аристотелевы врата».

Облако тегов

артроз (1) античная медицина (1) праздники в честь растений (1) усадьба Юсуповых (1) эфирные масла (51) монастырский сад (2) Водопол (1) Китай (1) великие доктора (1) Крым (3) природа Крыма (1) нервы (1) Коломенское (1) иммунитет (6) праздники осени (3) май (1) День защиты детей (1) зима (8) аптеки феррейна (1) ботанический сад имени Демидова (1) открытия Колумба (1) живопись (2) босоногие кармелиты (1) День медицинской сестры (1) Наум-грамотник (1) сад Николая фон Гартвиса (1) история фармацевтики (1) здоровье ребёнка (5) Егепет (1) осенние праздники (1) Новый год (5) отпуск (3) советы родителям (1) усадьба Горенки (1) парадиз (1) ГБС (1) синдром весенней усталости (1) сады (1) синергия (1) средство от стресса (2) кармелиты (4) монастырская медицина (6) Кармолис Леденцы (2) ананас (1) фармакогнозия (1) здоровье ребенка (5) праздники сентября (2) заводчики России (1) Сухарева башня (1) зимние праздники (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: