Серпы греют, вода холодит

Вот и начался последний летний месяц. Годовой круг, «небесное колесо», в своём обороте подходит к осени: дни ещё жаркие, но ночью ощутимо веет прохладой, вода в реках и озёрах постепенно остывает. Раньше на Руси с Ильина дня (2 августа) заканчивался купальный сезон, вода считалась слишком холодной. Этот день «закрывал» летние праздники и начинал осенние: «На Илью до обеда лето, после обеда осень». Начинались дожди, и следовало поторопиться с жатвой – «серпом погреться».

На следующий день, 3 августа, день святого Онуфрия, приводили в порядок закрома для зерна нового урожая и начинали собирать яблоки-падалицу. Есть их сырыми запрещалось, только варить в узварах, ставить на них квас или брагу, печь пироги. Срывать же яблоки с деревьев нельзя до самого Яблочного Спаса.

Первым из августовских Спасов шёл Медовый, он же «Спас на воде» или «мокрый Спас» 14 августа по нынешнему календарю. В этот день, как считалось, князь Владимир крестил Русь, и основным событием праздника было освящение вод, начиная от колодцев и заканчивая озёрами и реками. После этого разрешалось искупаться и выкупать скотину, чтобы «смыть» болезни и грех. Медовым же спас был назван за то, что в этот день приносили в церковь освящать мёд первого в году сбора.

С этим мёдом ели яблоки на следующий Спас — Яблочный, 19 августа, в праздник Преображения господня. Первые христиане в этот день приносили в церкви виноград, но в нашем, далеко не средиземноморском, климате самым распространенным плодом, вызревавшим именно к этому сроку, было яблоко.

Освящённые в «первые осенины» (как ещё называли Яблочный Спас) плоды раздавали больным и бездомным. «Спасовыми» яблоками угощали и родичей, и соседей, а с первым (или с последним — где как) куском загадывали желание, которое непременно должно было сбыться.

Третий Спас сейчас чаще называется Хлебным, а раньше его знали и как Холщовый (или Спас на полотне), и как Ореховый. К 29 августа ткалось новое льняное полотно, и на Холщовый спас начиналась повсеместная торговля тканью.

К концу августа созревала и лещина, лесной орех, когда-то занимавший очень важное место в крестьянском рационе. Орешки грызли все и везде, а снимать лесной урожай начинали именно с третьего Спаса. Но главным блюдом на праздничном столе считался первый каравай или пирог из зерна нового урожая: его носили (как раз на новом полотне) освящать в церковь и после этого угощались всей семьей.

По тому, сколько хлеба было запасено к этому дню, судили о будущем зимовье: «Третий Спас хлеба припас», «Хорош третий Спас — зимой будет квас».

Впрочем, на третий Спас широко гуляли только в городах: у сельских жителей начинались последние полевые работы, которые следовало завершить до холодных и затяжных дождей. Ведь именно с этого дня, с отлётом ласточек и журавлей в тёплые края, в свои права полностью вступала осень.

 

Облако тегов

дорожная аптечка (3) усадьба Разумовского (1) Битцевский лес (1) профессор Эрисман (1) ООПТ (1) усадьба Шереметевых (1) Параскева Пятница (1) Фёдор Васильев (1) лаконика (1) вирусология (1) праздники августа (1) Нострадамус (1) ГБС (1) первые зубки (1) старинные книги (1) усадьбы Москвы (2) иммунитет (6) эфирные масла (53) целитель Пантелеймон (1) средневековая медицина (4) как вырастить лекарственные травы (1) Лизелотта (1) усадьба Мамонтова (1) веник из растений (1) полезные советы (9) благотворительность в России (1) лечение (1) экзамены (1) день огурца (1) дача (4) Людовик XIV (1) геральдика (9) праздники в честь растений (1) ромашка (1) свойства воды (1) специи (1) Международный день акушерки (1) лилия (1) режим дня школьника (2) праздники в честь природы (1) пикник (1) открытия в медицине (1) польза лимона (1) праздник урожая (1) символы растений (1) монастырская медицина (6) сентябрь (1) традиции (20) январь (2) Главный Ботанический сад (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: