Самый востребованный пейзажист

10 февраля 1850 года в семье мелкого почтового чиновника Александра Васильева родился сын Фёдор. Ничем не примечательное событие, если бы не то, что мальчику предстояло стать одним из выдающихся русских пейзажистов.

Поначалу никаких предпосылок к тому не было. Семья была бедная, отец много пил и проигрывал жалование в карты, Фёдору пришлось пойти работать уже в 12 лет в то же почтовое ведомство, на 3 рубля в месяц. Впрочем, уже через год мальчик нашёл новую работу: случай и способности к рисованию помогли ему поступить помощником к реставратору Академии художеств П.К. Соколову. Талант не остался незамеченным, и Фёдор Васильев по вечерам, после работы, начинает посещать Рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. Через 4 года он оканчивает её уже состоявшимся молодым художником, учеником Шишкина и подопечным мецената и коллекционера графа Строганова.

«Шишкинской» скрупулёзности в мельчайших деталях у Васильева не было. Природа выписывалась точно, умело, но зачастую нарочито размытыми мазками, словно в дымке. Зато, в отличие от учителя, Фёдор Александрович передавал на своих картинах и настроение (в этом его можно сравнить с Куинджи), и бытовые подробности, так что получались зарисовки не просто окружающей среды, но всей тогдашней российской действительности – от иллюминации в Петербурге до соломенных крыш в деревнях, от парусной баржи на Волге до арбы с быками в Крыму. По Волге Васильев путешествовал вместе с Репиным, большим знатоком жизни великой русской реки, а в Крым пришлось ехать из-за болезни.

Работая зимой 1870 года над картиной «Оттепель», едва ли не главным, как оказалось, полотном своей жизни (достаточно сказать, что она представляла русскую живопись на Всемирной выставке 1872 года  в Лондоне и получила премию, а копию автору заказал для себя будущий император Александр III), Васильев сильно простудился. Вскоре врачи находят у него туберкулез.

Фёдор Александрович уезжает из сырого Петербурга, живёт в имениях Строганова в Харьковской и Воронежской губерниях, на средства Общества поощрения художеств переезжает в Крым – и работает, работает, работает... Ему не хватает любимой природы Русского Севера, и он пишет её картины по памяти, по старым эскизам и наброскам. Впрочем, вскоре он находит свою прелесть и в крымских пейзажах, пишет их как маслом, так и акварелью, делает множество карандашных набросков для будущих картин.

Увы, так и оставшихся ненаписанными: 6 октября 1873 года, в возрасте всего 23 лет, художник умирает в Ялте. «Русская школа потеряла в нём художника едва ли не гениального», - пишет о своём бывшем ученике по Рисовальной школе Крамской. Всего 5 лет свободной творческой жизни – и более 100 картин маслом, каждая из которых сейчас украшает или музеи (в Государственной Третьяковской галерее находятся 39 из них, еще 27 — в Государственном Русском музее), или солидные частные коллекции. На первой же посмертной выставке, которую устроили друзья и коллеги, ещё до открытия было раскуплено всё творческое наследие, до последнего наброска – и до сих пор то в одном, то в другом собрании живописи обнаруживаются рисунки, вокруг которых долго спорят искусствоведы: а может быть, это всё-таки подлинный Васильев?

Облако тегов

Вена (1) натуральные средства (9) серотонин (1) венки из растений (1) Периньон (1) сады мира (1) Дубровицы (1) история (174) геральдика (9) детский отдых (1) заболевания суставов (1) Первый мед (1) праздники зимы (1) погода (1) Камчатка (1) эвкалипт (1) Антон Павлович Чехов (1) май (1) Тайницкий сад (2) первые оранжереи (1) анис (1) согревающие напитки (1) дача (4) лаванда (5) 1 мая (2) масала (1) польза витамина С (1) врачи России (1) вред мёда (1) подготовка к празднику (1) солнцеворот (2) польза мёда (2) парки Вены (1) Серебряный Бор (1) польза смеха (1) февраль (1) пейзаж (5) купцы (1) оранжереи в Подмосковье (3) синергия (1) август (1) Купала (1) растения (21) святой доктор (1) праздник весны (1) активный отдых (2) прогулки (2) символы растений (1) усадьба (1) кармолис (73)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: