Самый длинный день

Праздники, так или иначе связанные с солнечным годом, люди отмечают с самой глубокой древности. И среди них не могли не оказаться такие важнейшие события, как солнцестояния или солнцевороты. 

С точки зрения астрономии, летнее солнцестояние — это очень точный момент:  в этом году, например, он пришелся на 01 ч. 24 мин. (по московскому времени) 21 июня. Но наш привычный календарь всегда немножко расходится с астрономическим, так что солнцеворот в разные годы может приходиться и на 20-е июня, и на 22-е, да и разница в продолжительности светлого и темного времени в эти дни не так уж заметна. Поэтому народный календарь в разных странах может установить свою собственную дату праздника — от 19 июня вплоть до 26-го.

В России с отмечанием «поворота солнца на зиму, а лета на жару» связаны сразу два праздника: Троица и Иван Купала. В связи с изменением календаря многие перенесли купальские традиции на 6-7 июля, но есть и те, кто придерживается старой, языческой привязки праздника к солнцу. Купала — это время огней и воды, гаданий и поиска лечебных трав, любви и колдовства.

А как отмечают солнцеворот другие народы? Многим может показаться странным, но по всей Европе можно встретить очень сходные традиции, да и праздник зачастую называется одинаково — либо в честь святого Иоанна Крестителя (с местным вариантом имени), либо в честь середины лета.

Немцы на свой Миттзоммерфест устраивают танцы, угощения и обязательно ночные костры двух видов: высокие (чем больше — тем лучше) и совсем низкие — такие, чтобы можно было перепрыгнуть. Прыжки через костёр проходят так же, как и у нас — либо в одиночку, для себя, под какой-нибудь обет или пожелание выздороветь, либо вдвоём. На Руси в основном через костёр прыгали любящие друг друга молодые пары, а в немецкой традиции могут прыгать и парни, желающие побрататься, и девушки в знак особо крепкой дружбы — своего рода «огненный брудершафт».

У финнов Юханнус стал государственным праздником — одним из самых любимых в народе. В этот день в особом почёте береза: её ветками украшают дома и лодки. Финны жгут большие костры, иногда и костры поменьше — для окуривания дымом от ветвей и трав. Больше внимания уделяется водному очищению, но не столько купанию, сколько традиционному посещению сауны.

В соседней Швеции на Мидсоммар ставят шесты, украшенные листьями, цветами, красивыми лентами. В самую короткую ночь шведские девушки, как и наши, гадали о будущих женихах: нужно было по дороге с праздника сорвать букет из семи разных трав и цветов, которые в это время приобретают особую силу, и положить дома под подушку, чтобы приснилась судьба.

Ставят шесты с лентами и венками и в Венгрии, и в бывшей Югославии, и в Норвегии. Разве что в бедных лесами шотландских нагорьях вместо дерева обходятся длинным камнем, поставленным торчком. Впрочем, «стоячие камни» на Британских островах — традиция тоже древняя и имеющая непосредственное отношение к солнечному году: именно по солнцу и его положению в разные дни ориентирован знаменитый Стоунхендж. На день летнего солнцестояния в этом каменном круге ежегодно собираются сотни современных последователей друидов — устроить свой праздник.

С давних времён сохранилась традиция зажигать костры на Иванов день только от «чистого» огня: где-то трением, где-то от искр кремня, а в некоторых уголках Скандинавии пользуются увеличительным стеклом. Само разжигание огня тоже доверяется не всем — где-то это молодые жених и невеста, где-то самый старший мужчина в роду или в селении: ведь и огонь, и солнце у многих народов связывают с мужской силой любви и плодородия.

В костёр кидали разные травы, в том числе и лекарственные — в этом случае окуривание дымом должно было защитить от болезней на весь год. Где-то в огонь летел чеснок, где-то — полынь и тмин, сено, пучки хлебных колосьев, ветви яблонь и вишен — а во Франции, славной своими пряностями, сжигались пучки прованских трав.

Можно было не просто сжечь траву, а дать ей особую силу ивановского огня — для этого пучки лекарственных трав проносили над огнём или окуривали дымом. Таким же образом от огня «заряжались» растения-обереги, призванные хранить дом от напастей: ветки орешника, связки лука, пучки укропа и т.д. - в каждой местности были свои поверья.

Сколько в Европе разных стран и провинций — столько и обычаев. И всё-таки все они сходятся в самый длинный день и самую короткую ночь к древним — очищению огнём и водой, силе трав и деревьев. Причем многие обычаи пережили даже не века — тысячелетия, за которые менялись государства и религии, приходили и исчезали народы.

Может, и впрямь, как верили исстари, в это время все возвращается на круги своя — вместе с очередным оборотом «солнечного колеса»?

Облако тегов

венки из растений (1) легенды о лимоне (1) медицина (10) польза сосны (1) странствующие монахи (1) эфирное масло розы (1) продукты из лаванды (1) зимние праздники (1) сады Крыма (1) фармацевтика (4) Древняя греция (1) здоровье ребёнка (5) лечение чабрецом (1) Дубровицы (1) благотворительность в России (1) эфирные масла (53) усадьба Пушкина (1) усадьба (1) розовые пилюли (1) ботанический сад в Санкт-Петербурге (3) усадьба Мамонтова (1) Антон Павлович Чехов (1) комары (1) история фармацевтики (1) банный веник (1) сподвижники Петра (3) виноград (1) день огурца (1) лекарственные травы (36) Нострадамус (1) специи (1) Фёдор Васильев (1) средства для детей (1) природа России (1) 14 декабря (1) лаконика (1) орден кармелитов (1) здоровье школьника (1) польза барвинка (1) польза лимона (1) Купала (1) усадьба Шереметевых (1) запретные книги (1) экотропы (1) школа (1) гидродистилляция (1) Сходня (1) кармелиты (4) античная медицина (1) Сергей Петрович Боткин (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: