Природа, освещённая талантом

Почти у всех художников есть свой легко узнаваемый «почерк». Однако был в России художник, произведения которого опознать без поясняющей таблички не так-то просто. Даже если повесить картины в одном зале, многие будут удивляться соседству, например, просвечивающих волн Айвазовского с «небесными» горами Рериха.

У Архипа Ивановича Куинджи свой «почерк» был, и это – свет. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» - писал Репин. Свет солнечный, свет лунный, свет, проходящий через деревья или золотящий горы... Первая картина, с которой началась известность Куинджи – «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».

Когда именно родился Архип Иванович, точно неизвестно: называют 1841-й, 1842-й, 1843-й годы. В семье бедного сапожника-грека из местечка Карасу документов не было, и даже в метрике, выписанной Архипу позже, стоит фамилия Еменджи, а у отца была Куюмджи. Каждую свободную минуту мальчик рисовал: на бумаге, на заборах, стенах, просто на земле. Местный хлеботорговец, образованный по тем временам человек, увидев рисунки, посоветовал отправиться в Феодосию учеником к Айвазовскому.

Увы, ни ученичество, ни даже знакомство с великим маринистом не состоялось, зато состоялось знакомство с Крымом, в который Куинджи влюбился на всю жизнь. Крымские пейзажи можно увидеть на большинстве его работ, и именно по ним можно разглядеть одну из главных особенностей творчества. Дело в том, что большинства изображенных на картинах Куинджи мест попросту нет! На некоторых угадываются силуэты гор неподалеку от Ялты, на остальных – море, горы, берег, изображённые так, что сразу понятно: это Крым, хотя и несколько абстрактный.

Точнее, философски осмысленный. Большинство пейзажистов увлекались созданием «портрета природы» - точного, почти фотографического. Куинджи же больше интересовался общим впечатлением от места, «душой» берега, города, леса. Он мог быть точен в деталях, прорисовывая буквально каждый лист на дереве, если этого требовал замысел. А если нет, бросал широкие мазки так, что по силуэту сложно отличить тополь от кипариса. Но при этом необычайно точно передавал природный цвет растения (краски он составлял сам и много экспериментировал с их компонентами), так что можно было даже угадать сезон по оттенкам выгоревшей травы, а по свету и теням – время суток.

«Философский реализм» - так иногда называют направление в изобразительном искусстве, начало которому положил Куинджи. Широкой публике оно больше известно по картинам одного из учеников Архипа Ивановича – Н.И. Рериха. Тем же, кто видел полотна обоих художников, не составит труда узнать в гималайских пейзажах ученика отражение света от заснеженных кавказских гор учителя.

Облако тегов

И.Е. Пепин (1) сады в Лефортово (1) Лизелотта (1) НИИ Гигиены (1) оранжереи в Подмосковье (3) домовой (1) эко-тропы (6) дача (4) День медицинской сестры (1) Древняя греция (1) Аристотелевы врата (1) Айвазовский (1) Старый Новый год (1) согревающие напитки (1) польза сосны (1) парки (3) усадьба Знаменское-Раёк (1) монастырский сад (2) 25 июня (1) пейзаж (8) Периньон (1) врач Яков Брюс (1) Весеннее Равноденствие (1) томаты (1) традиции Руси (1) живопись (13) Святая Параскева (1) праздник крапивы (1) династии врачей (1) шампанское (1) виноград (1) состав мёда (1) праздники осени (3) история фармацевтики (1) доктора Ивана Грозного (1) блюда из ревеня (1) Пробуждение Водяного (1) День парков (1) праздники августа (1) нарушение сна (1) Парацельс (1) парк (1) сады в Измайлово (1) открытия в медицине (1) Илья-громовержец (1) свойства картофеля (1) Черноморское побережье (1) Ван Гельмонт (1) ОРВИ (14) гидродистилляция (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: