Придворные врачи московских князей

После монгольского нашествия Европа надолго «потеряла» Русь – за исключением разве что Новгорода. Однако в XV в. путешественники, отважившиеся пройти по водным путям «из варяг в персы», начали с удивлением отмечать в своих записках появление новой для них, сильной и богатой державы – Великого Княжества Московского. А где богатство, там и те, кто готов предложить свои знания и навыки за звонкую монету. На Русь потянулись иноземцы – в том числе, врачи.

Профессия лекаря при русских князьях в то время была не только очень прибыльной (некоторые ухитрялись разбогатеть всего за несколько лет практики в Москве), но и рискованной. За помощь платили щедро, но и за врачебные ошибки наказывали по принципу «око за око». Так, прибывший из Венеции ко двору Ивана III  Леон Жидовин опрометчиво заявил, что если он не сможет вылечить 22-летнего наследника престола, Иоанна Иоанновича, то пусть князь велит казнить... На 40-й день после смерти высокопоставленного пациента Леону публично отсекли голову.

Второй сын Ивана, взошедший на московский престол как Василий III Иоаннович, к иноземным медикам благоволил гораздо больше. При дворе их было одновременно несколько, из Европы «выписывались» действительно образованные и опытные врачи. Более того, из-за них возникали споры с сильнейшими державами того времени: например, турецкий султан требовал вернуть в Константинополь грека Марко, а немецкий маркграф Альберт хлопотал о возвращении домой попавшего в русский плен Феофила (Теофила) из Любека. Ответ был один: «Ныне отпускать непригоже!». Доказавшие своё умение врачи ценились очень высоко, и их старались удержать.

Особым доверием при дворе Василия пользовался Николаус Бюлов из Любека, которого в Москве знали как Николая Булева. Профессор медицины и астрологии, учёный и богослов, Бюлов учился в Ростокском и Падуанском университетах, впервые побывал в России в 1490 году, после этого был врачом у Папы Римского и, возможно, тогда же вступил в один из монашеских орденов. Образ жизни он вёл характерный для «монахов в миру», так и не обзавёлся семьёй, зато занимался благотворительностью и проповедовал католичество.

На Руси тогда к католикам относились прохладно, называли их «еретиками латинскими», но мастерство «медикуса Николая Булева» ценилось настолько высоко, что ему позволялось и спорить с православными иерархами, и распространять свои богословские трактаты. Впрочем, не только их: именно Бюлов по заказу московского митрополита Даниила перевёл на русский язык один из европейских лечебников, получивший название «Доброхотный вертоград». Вертоградами назывались сады и виноградники, так что лечебник был о лекарственных растениях и их применении.

С «Вертограда» Бюлова несколько веков делали списки с комментариями и дополнениями: фактически это был первый русский учебник научной медицины того времени. Более того, и в народных рецептах, публикуемых в наши дни, зачастую обнаруживаются те же самые рекомендации.

Облако тегов

аптеки феррейна (1) продукты из лаванды (1) заводчики России (1) лечение гриппа (1) средневековая медицина (4) поцелуй (1) праздник любования кленовыми листьями (1) Восток (2) церковь Девяти ангельских хоров (1) медицина Российской Империи (1) Громница (1) Теофраст (1) Московский Кремль (2) Терлецкая дубрава (1) лекарственные травы (38) Параскева Пятница (1) лимон (1) мёд (2) народные рецепты (1) Святки (1) Главный ботанический сад (1) леопард (1) погода (1) изобретения монахов (1) традиции (24) День медицинской сестры (1) оранжереи в Подмосковье (3) врачи (2) ребёнка (1) польза лимона (1) Гиппократ (1) синдром весенней усталости (1) счастье (1) прорезывание зубиков (1) обряды (1) веник из растений (1) Никитский ботанический сад (4) лекарственные растения (48) целитель Пантелеймон (1) Масленица (3) Международный день акушерки (1) леденцы для детей (7) Карл Линней (1) профессор Эрисман (1) ирис (1) день огурца (1) травмы суставов (1) Санкт-Петербург (1) усадьбы Подмосковья (5) Новолетие (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: