«Он создал русский пейзаж»

Эти слова были сказаны Левитаном о своём учителе – Алексее Кондратьевиче Саврасове. Да, пейзажисты в русском искусстве были и до Саврасова, и после, но то, что его творчество было выдающимся явлением и важной вехой в становлении именно русской, самобытной, отличающейся от всех остальных школы «видописи», как этот жанр тогда называли – несомненно.

Вехи этой могло и не быть: Алексей Кондратьевич родился в семье мелкого торговца, купца 3-й гильдии, и хотя талант рисовальщика в нём проявился рано, отец настаивал, чтобы его наследник занимался коммерцией, продолжал семейное дело. Когда юный Саврасов всё-таки поступил в Московское училище живописи и ваяния, глава семьи даже выселил его из квартиры на чердак и запретил продолжать занятия. Потребовалось 4 года и вмешательство обер-полицмейстера Москвы генерала И.Д. Лужина, слывшего ценителем и просвещённым покровителем искусств, чтобы вернуть одного из лучших учеников в пейзажный и перспективный класс художника Карла Ридуса.

Первые самостоятельные картины Саврасова – пейзажи его родной Москвы и Подмосковья: вид с Воробьёвых гор, Кремль в лунном свете, Кремль в ненастную погоду. Именно погода удавалась лучше всего: сам Кремль мог быть прорисован очень условно, далёким силуэтом с золотой «каплей» колокольни Ивана Грозного – а облака ясно говорили, что вот-вот разразится гроза.

В дальнейшем именно воздух, тучи и игра света в них станут отличать картины Алексея Кондратьевича от работ других мастеров. Как он сам говорил ученикам: «Сколько в пейзаж берёзок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит, пейзаж дрянь!».

Учеников у Саврасова было много: уже в год окончания училища, в 1854-м, он получил звание академика, а ещё через 4 года возглавил пейзажный класс, впоследствии стал одним из авторов учебника живописи. К себе в класс Алексей Кондратьевич набирал молодых, 14-15 лет, романтиков с горящими глазами, отчасти заменявших ему семью. Левитан, Коровин, Каменев, Нестеров... За 25 лет воспитания лирического отношения к природе и любви к родной земле список получился длинным.

Тем тяжелее было российской художественной общественности наблюдать изменения, происходившие с Саврасовым к старости: личная жизнь не сложилась, художник стал постепенно спиваться и впал в нищету. Иногда ему помогали коллеги и ученики, иногда меценат Третьяков, а иной раз великий пейзажист для заработка рисовал копии своих былых картин и продавал почти за бесценок, как некогда первые детские рисунки.

Большие картины, написанные в этот период, отличает мрачная атмосфера, на них появляются могилы, болота, чадящие фабрики - даже любимый воздух художника становится холодным и тёмным. Рисовать Саврасов не перестал почти до конца жизни, но былой лёгкости и поэтичности, за которые ценили его творчество, уже не было.

Облако тегов

дача (4) свойства корицы (1) Пробуждение Водяного (1) изобретения монахов (1) розовые пилюли (1) леопард (1) почерк (1) первый чай (1) Чаир (1) природа на холсте (2) здоровье студента (1) босоногие кармелиты (1) Айвазовский (1) Авиценна (1) Астрахань (1) ушиб (1) погода (1) как избавиться от стресса (2) Терлецкие истории (1) Коломенское (1) полезные блины (1) Водопол (1) Карачун (1) Париж (1) День родителей (1) лабазник (1) лекарства в дорогу (1) усадьба Разумовского (1) синдром весенней усталости (1) часуйма (1) средства от простуды (4) свойства мёда (1) святые вечера (1) Пётр Васильевич Постников (1) лёд (1) любви и верности (1) сонливость (1) Виктор Васнецов (1) приметы августа (1) польза редьки (1) монастырский сад (2) Дальний Восток (1) советы родителям (4) Наум-грамотник (1) баня от эпидемий (1) царская усадьба (1) Нострадамус (1) ботанические сады России (1) декабристы (1) военная медицина (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: