Масленичный «разгуляй»

Пришла Масленица — пора печь блины. А почему именно их, а не пироги, например?

Блин круглый и жаркий, как солнце. Именно с солнечным циклом и был когда-то связан этот праздник — с весенним равноденствием 21-22 марта. Кое-где в этот день до сих пор празднуются особые праздники (например, Комоедица), но примерно с XVI века главные весенние торжества соединились с церковным пасхальным циклом, и Масленица получила своё нынешнее название. А обычаи и традиции, включая и приготовление блинов, остались, хотя в наши дни масленая неделя может приходиться на самые разные даты.

Ещё эту неделю называют «сырной седьмицей». Главные угощения делаются на масле, с сыром — но не на сале или с мясом: «мясоед» заканчивается накануне, в последнее воскресенье предыдущей седьмицы. Оно так и называлось «мясным воскресеньем»: обязательно подавались мясные щи, жаркое, варёное мясо — причём, недоеденное не убиралось, а оставлялось на всю ночь на столе, чуть прикрытое скатертью: предкам. И следующего угощения с мясом приходилось ждать до Пасхи.

А вот сыром, мясом, рыбой, икрой и блинами можно было лакомиться всю неделю, чем народ с удовольствием и занимался. С удовольствием — но и со смыслом, которым был наполнен каждый день на праздничной неделе.

Масленичный понедельник — «встреча». В этот день встречались родственники — и будущие свойственники: именно на Масленицу чаще всего сватались, чтобы после Пасхи, на Красную Горку, сыграть весенние свадьбы. Договаривались о том, кто к кому ходит на неделе, у кого встречаются, кто что готовит — и, конечно же, пекли первые блины. Самый первый полагалось отдать нищим или просто первому встречному: на помин души усопших родственников.

И, конечно же, главным событием встречи было создание соломенного чучела надоевшей Зимы. На встречу Масленицы его носили по улицам и дворам: Зима напоследок «заглядывала» ко всем. Может быть, именно поэтому сейчас чучело часто и называют «Масленицей» — встречали-то именно ее! Хотя сжигать-то полагалось именно страшную Зиму-Марену.

Вторник масленичной недели — «заигрыши», время смотрин невест и встреч молодёжи на последних зимних ледяных и снежных горках. По тому, как далеко с них катились сани, судили о будущем урожае: чем дальше — тем лучше!

Среда Масленицы носила название «лакомка». Именно в этот день начиналось главное блинное угощение — и, заметим, именно вечером масленичной среды зятья ехали к тёще на блины. Дорогому гостю оказывался всяческий почёт, уважение.

Самое большое веселье начиналось в четверг — «разгул», «разгуляй». Он же «широкий четверг»: как раз на середине недели начиналась широкая Масленица — встреча весны. Гуляние начиналось с самого утра и продолжалось до позднего вечера — с песнями, частушками, хороводами и плясками. А кое-где и с удалыми забавами — кулачными боями, стенка на стенку. В некоторых местах и снежный городок штурмом брали — последний за зиму, разламывавшийся и раскидывавшийся так, чтобы и следа не осталось. На разгуляй зачастую смешивались традиции разных праздников солнечного круга: встречаются и упоминания о прыжках через костры (как на Ивана Купалу), и колядки, и хождение ряженых по дворам.

В пятницу наступало время ответных визитов — «тёщины вечёрки». Тут уж зятю приходилось выказывать тёще всяческое уважение — приглашать или самолично, или через празднично одетых почётных зваты", и чем больше их было, тем выше честь. Приглашалась родня, и, конечно же, выставлялось главное угощение — блины: чтобы не хуже и не меньше, чем угощала сама гостья на «лакомку».

Незамужние девушки готовили блины с утра и шли с полной миской к ледяной горке, к общему веселью. Парень, которому приглянулась девушка, торопился угоститься — и знак внимания оказать, и проверить, хороша ли хозяйка, вкусно ли готовит?

Суббота традиционно была отдана женщинам под «золовкины посиделки» — хозяйка звала золовку (сестру мужа) и дарила ей подарки, а прочие гости собирались по обычаю: если золовка незамужняя — приглашались незамужние подруги, а если все уже были солидными, семейными — то и на посиделки собирали таких же замужних родственниц: поговорить о своём, о женском и, конечно же, угоститься.

А в воскресенье наступал самый главный день Масленицы — её проводы и проводы зимы. По улицам и по окрестностям возили соломенное чучело — с большой свитой, иногда до сотни саней и верховых! Затем Зиму сжигали, бросая в костер поминальные подношения — блины, яйца, печенья-лепёшки.

Летели в огонь и маленькие куколки, специально сплетённые из соломы к этому дню — чтобы вместе с ними сгорели, ушли болезни и несчастья. Кое-где оставшийся пепел рассеивали потом по полям — для хорошего урожая. Впрочем, в некоторых местностях Зиму не сжигали, а хоронили: устраивалась целая карнавальная процессия с ношением чучела в корыте или в люльке, а то и в настоящем ящике-гробу. Главное — избавиться наконец от нежеланной гостьи, освободить место для прихода Весны.  

Облако тегов

Починки (1) святой доктор (1) монастырь Сен-Жозеф-де-Карм (1) усадьба Юсуповых (1) школа (1) октябрь (1) зимние праздники (1) первые оранжереи (1) НИИ Гигиены (1) анфлераж (1) монастырский сад (2) символизм (1) декабристы (1) парк (1) усадьба Знаменское-Раёк (1) сады мира (1) история (132) коляска (1) монастырские сады (4) медицина Российской Империи (1) воксал (1) актуальные советы (19) Пришвин (1) живопись (2) Волга (1) Феофан Прокопович (1) Древняя греция (1) декабрь (1) восточный сад (1) странствующие монахи (1) осенины (1) Вена (1) растения Крыма (2) эко-тропы (4) польза аниса (1) Ван Гельмонт (1) здоровье ребенка (5) февраль (1) праздники февраля (2) великие врачи (1) День кошек в России (1) космос (1) после праздников (1) традиции лечения (2) усадьбы Москвы (2) вирусология (1) монастырский огород (1) эко-туризм (1) путешествия (1) Санкт-Петербург (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: