Когда день с ночью сходятся

Вся жизнь человека с самых древних времён строилась «по солнышку»: с ним вставали, с ним и спать ложились, даст солнце тепло — будет урожай, а высушит — беда. По солнечному году строился и весь календарь. А главными точками этого календаря были солнцестояния и равноденствия.

Весеннее равноденствие, приходящееся на 22 марта — время особенное. Это и начало астрономической весны, и время бурь — то ли последних зимних, то ли первых весенних, и время окончательного пробуждения природы от зимней спячки — вылезают из берлог медведи, прилетают с юга птицы.

Именно птицам, символам весны, было отведено главное место в праздновании весеннего равноденствия на Руси. В разных местах поминали различных пернатых соседей — чаще всего жаворонка, пение которого символизировало окончательную победу весны над зимой, где-то кулика, а в Белоруссии, например, «буса», аиста.

Самый первый праздник, в который день с ночью сходятся, чаще всего называли «сороки». Во многих славянских землях пеклось специальное обрядовое печенье в виде птичек — в его приготовлении обычно принимали участие дети: кому, как не им, молодой поросли, звать весну?! С печеньем детишки бежали в поле, со специальными песнями — веснянками и закличками, — подкидывали «жаворонков» и «сорок» вверх, кружили их над головой на нитках или просто клали на самые высокие места, зазывали птиц и весну.

Церковная традиция сместила празднование окончательного перехода с зимы на весну на Благовещенье — 25 марта по старому стилю (7 апреля по новому), — и на него же перешли многие старые обычаи. Точно так же кое-где пекут в этот день «жаворонков» и закликают весну, выпускают на волю настоящих птиц: когда-то певчих птах ловили летом и держали в клетках, чтобы веселее было зимовать, а по весне отпускали.

Как и все переломные дни и ночи года, равноденствие имело и свой мистический смысл, связанный с потусторонним миром. Причем не только с тем, что весна зиму переборола (отсюда и древнее название первого длинного дня весны — Зимобор), но и с культом предков, и с пробуждением вместе со всей природой самых разных сил.

Впрочем, сам праздник был безопасным, и следовало использовать такой день для того, чтобы дать защиту себе, семье и хозяйству на весь сезон: на Благовещенье и водой умывались, чтобы снять хвори, и костры жгли, и поля опахивали, если погода позволяла.

Ритуальными печеными «жаворонками» нередко кормили скотину в хлеву, чтобы не болела. А вот богатого угощения в этот день, в отличие от многих других праздников, не было: и Великий Пост обычно выпадал на это время (даже тесто для «жаворонков» делалось пресным), и запасы были за зиму основательно подъедены.

Облако тегов

детский отдых (1) Кармолис Детский фитогель (1) дисфория (1) зимние виды спорта (1) Стелла Марис (1) чор-бак (2) лечение травами (12) Крещенская вода (1) боль в спине (2) кику-но сэкку (1) Коломенское (1) аптекарский огород (7) август (1) свойства воды (1) Терлецкие истории (1) средство от комаров (1) ценные растения (1) польза ромашки (1) после праздников (1) аптеки феррейна (1) монастырь Сен-Жозеф-де-Карм (1) Крещенский сочельник (1) Нострадамус (1) лекарственные растения (36) коляска (1) продукты из лаванды (1) синергия (1) средства для детей (1) кармелиты (4) усадьба Горенки (1) традиции Руси (1) странствующие монахи (1) ботанический сад (2) Святая Параскева (1) сон (1) натуральные средства (5) вирусология (1) от простуды (1) природа (15) лекарсвтенные растения (1) Главный ботанический сад (1) Израиль (1) природа России (1) фармацевтика (4) Кармолис Капли (8) Древняя греция (1) монахи (1) ОРВИ (11) Фёдор Васильев (1) леденцы для детей (6)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: