Чествование домового

28 января "по старому стилю" (10 февраля "по новому") – день Ефрема Сирина, христианского богослова, поэта и пророка, жившего в Сирии в IV веке. Именно в этот день, по мнению некоторых ученых-этнографов, на Руси устраивались "именины домового" с угощениями, подношениями, славословиями — или колдовством приглашенных "кудесников", если нужно было усмирить слишком уж расшалившегося домашнего духа. В наши дни кое-кто не прочь объявить этот праздник древним, изначальным, языческим, но...

А был ли домовой в языческие времена?

Первые упоминания о нем в старинных рукописях появляются гораздо позже, чем о его "природных" собратьях — леших, полевых, водяных, русалках и т.д. - и относятся к XVI-XVII вв. В общем-то это и не удивительно: в народных поверьях окружающая природа была населена чуждыми, а иногда и враждебными человеку существами, их приходилось не только задабривать, но и подчинять, укрощать, даже изгонять. А вот домовой "чужим" не был — покровителями дома считались души умерших предков.

Такое отношение к духам, хранящим "домашний очаг", можно проследить у разных народов с древнейших времен — например, римские пенаты-охранители были именно душами умерших родственников, которых по тогдашним обычаям хоронили в саду или во дворе дома. На Руси, судя по всему, бытовали такие же поверья — недаром среди  домовых в разных местах встречаются и русские "дедушки", и украинские "дидки", и белорусские "дзяды"... За домом и семьей присматривали прежние хозяева — так что в отдельную, "нелюдскую" сущность, их никто и не думал выделять, и отдельного от поминания предков чествования не было.

Однако со временем изменились не просто обычаи — изменился сам уклад жизни, люди перестали жить из века в век одним родом на одном месте. И появился отдельный дух, покровитель дома и хозяйства — домовой.

Причем не один, а с большой компанией своих то ли младших родственников, то ли подчиненных. В бане — банник или баенник, на гумне с запасами зерна — гуменник (иногда еще выделяли овинника, проживавшего в постройке для сушки зерна — овине), в большом дворе — дворовой, в хлеву, если он стоит отдельно, а не пристроен к дому — хлевник... Но старший над ними — именно домовой. "Хозяин", "господарь", "сосед" — поскольку жил в том же доме, но был сам по себе. Или запечник, подпечник и т.д. - по облюбованному месту в доме. Место это могло быть и прямо в срубе стены, но обязательно теплым — около печи. Определялось оно безошибочно — что ни поставь, положи, повесь на стенку, обязательно будет падать или просто сдвигаться. Так что лучше этот уголок оставить свободным — а при случае будет куда поставить подношения.

Чего нельзя было делать — так это попробовать подглядеть за домовым. Понадобится — сам покажется. В каком виде? Тут уж кому как — а может, и в разных местах по-разному. Где-то описывали домового небольшим мохнатым существом, похожим на кота, где-то — обычным человеком невысокого роста, только волосатым, нестриженным и обросшим бородой. Многие считали, что и видом, и повадками домовой становится похож на главу поселившегося в доме семейства — а кое-кто узнавал в нем первого хозяина дома или просто первого человека, умершего в этом доме после постройки...

Впрочем, обычно домового в новый дом пытались перевезти из старого — на старом венике, в лапте, даже в горшке со сладкой кашей. Но где-то считалось, что домовые сами заводятся в новых домах, причем "знакомиться" с ними нужно еще до новоселья — кстати, именно с этим связан доживший до наших дней обычай первым запускать в дом кота. Считалось, что ласковый кот сможет "уговорить" домового хорошо относиться к хозяевам; кошки вообще считались если и не в родстве, то в дружбе с домашними духами. Ну и, разумеется, про подношение "хозяину" не следовало забывать — в теплом углу поставить плошку молока или каши на молоке с медом, блины, вареные яйца... Кое-где и стопку вина выставляли первой ночью в новом доме и смотрели: останется на том же уровне — не по нраву пришлась семья домовому, принял угощение, пригубил — значит, все будет хорошо.

Будет домовой расположен к семье по-доброму — и за детьми присмотрит, и за домашней скотиной (особенно за лошадьми), и мыши не расплодятся сверх меры, и продукты в подполе не испортятся, и даже жизнь спасти может, вовремя разбудив при пожаре или предупредив стуком и скрипом о возможном несчастье. А осерчает домовой — все будет ломаться в доме, портится, не будет ни достатка, ни здоровья... Иной раз не угодивших ему хозяев домовой и придушить мог (за это его в некоторых местах прозвали "гнетка" — гнетет, давит), но обычно сначала предупреждал, являясь по ночам и садясь на грудь, "придавливая". Причем забывчивость в подношениях домовой мог и простить, а вот беспорядок в доме, грязь, лень и прочее "не хозяйское" отношение к делам сердили его больше всего. Впрочем, и скандалов в своем жилье "домовик" не любил — мог и уйти подальше от семейных ссор, забрав с собой счастье и удачу.

Так что чтить и поминать добром домового нужно не один день в году, а постоянно. Можно поставить плошку молока у печки (или под батареей, или за кухонной плитой — и не забывайте при уборке выметать сор и из этих мест!), а можно просто вести дела "по-хозяйски", заботиться о доме, поддерживать мир в семье.

Ну, и если захочется сверх этого устроить домовому праздник — вряд ли он обидится. Хотя совершенно не обязательно делать это именно в Ефремов день: обычай чествовать домового именно 28 января описал в XIX веке русский этнограф И.П. Сахаров — но только для Тульской губернии. Это уж потом "книжная премудрость" из собранных Сахаровым "Сказаний русского народа" стала восприниматься как общероссийская...

Облако тегов

святой доктор (1) Людовик XIV (1) Ботанический сад Санкт-Петербурга (1) натуральные средства (1) средневековая медицина (4) праздники августа (1) Григорий Демидов (1) лечение простуды (1) веник из растений (1) День родителей (1) детское здоровье (1) легенды о лимоне (1) ЕГЭ (1) отдых (3) Главный ботанический сад (1) Кармолис Леденцы (2) праздники в честь растений (1) заводчики России (1) Главный Ботанический сад (1) сподвижники Петра (3) Новолетие (1) оранжереи в Подмосковье (3) нарушение сна (1) 1 марта (1) легенды о розмарине (1) Старый Новый год (1) декабристы (1) усадьба Знаменское-Раёк (1) март (2) польза прогулок (1) Первый мед (1) природа Крыма (1) церковь Девяти ангельских хоров (1) артроз (1) Москва (1) вилар (1) экзотические растения (2) Медицинский сад (1) странствующие монахи (1) Параскева Пятница (1) дети (1) Кармолис Гель (1) леденцы для детей (5) фармацевтика (2) детская аптечка (1) хризантемы (1) лечение суставов (1) январь (2) Масленица (2) фармация (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: