Прикоснуться к природе и истории

Аполлинарий Михайлович Васнецов остаётся «в тени» старшего брата – он никогда не стремился ни к громкой славе, ни к ярким краскам. Как и брат, с малолетства рисовал – даже мелом на стенах родного дома. Когда у него отобрали мел, будущий живописец обнаружил, что и кусок мыла оставляет хорошо заметные следы.

Учась в духовном училище, Аполлинарий начал брать уроки у польского художника Михала Андриолли. Но систематического художественного образования Васнецов-младший так и не получил.

Сначала был Петербург, куда осиротевший к 14 годам Аполлинарий по настоянию брата переехал после окончания училища. Общество брата и других художников, среди которых были Репин и Поленов, стало настоящей «художественной школой», но в Академию художеств младший Васнецов так и не поступил. Собирался, но вместо этого, увлечённый модными тогда среди российской интеллигенции идеями народничества, сдал экзамен на звание народного училища и вернулся в Вятскую губернию учить детей в сельской школе. Через три года учительская карьера закончилась – Аполлинарий возвращается к брату, но уже в Москву, где оба Васнецова вошли в Абрамцевский кружок в имении мецената Саввы Морозова.

Пока Виктор Васнецов писал свои сказочно-исторические полотна, Аполлинарий приобрёл известность как пейзажист. Особенно удавались ему виды родного Урала, русского Севера и Сибири. Россия на этих картинах предстает широкой, раздольной, с глубокой перспективой и неяркими, приглушёнными красками. Васнецов-младший не выписывал мелкие детали, многое только намечено или угадывается – но понять, что именно хотел изобразить художник, может каждый.

Детализация, вплоть до щелей в брёвнах срубов или узора вышивки на одежде – это уже другой период творчества Аполлинария Васнецова, новый жанр его работы: исторический пейзаж. «Картины из русской истории» - так называлась одна из книг, иллюстрации к которой создал Аполлинарий.

Сам он в это время писал, что ему больше нравится не искать художественные образы, какие-то новые приёмы, а «собирать материал, классифицировать факты, изучать их» - художник стал историком и археологом. Особенно увлекала его история Москвы. Видам Кремля и московских улиц, посвящена огромная серия картин, охватывающая все периоды с самого основания города вплоть до начала ХХ века.

Из-за отличного знания видов и реалий старой Москвы Аполлинарий получил от Саввы Мамонтова приглашение оформить декорации к одному из спектаклей в Московской частой опере в 1897 г. С тех пор Васнецова-младшего наперебой звали к себе театры, которым нужны были декорации для спектаклей на старорусские темы.

Он не только изображал памятники прошлого, но и активно боролся за их сохранение и реставрацию. Уже на склоне лет, в 1931 году, он был единственным из отечественных художников, выступившим против планов сноса московского Храма Христа Спасителя.

Облако тегов

Кармолис Леденцы детские (4) Главный Ботанический сад (1) античная медицина (1) Аполлинарий Васнецов (1) врачи при Иване Грозном (1) династии врачей (1) традици (1) Крещенская вода (1) Государственный Астраханский заповедник (1) усадьбы Москвы (2) здоровье суставов (1) традиции Руси (1) женский день (1) оранжереи в Подмосковье (3) польза смеха (1) Наумов день (1) зимнее солнцестояние (1) история Москвы (1) лаконика (1) растения (21) Щедрец (1) Фёдор Васильев (1) экзамены (2) усадьба Знаменское-Раёк (1) изобретения (1) летние простуды (1) домовой (1) исследование Сибири (1) средство от комаров (1) усадьба Юсуповых (1) День семьи (1) Макошь (1) княжеские врачи (1) осенние праздники (1) Дальний Восток (1) масло барвинка (1) прорезывание зубиков (1) святые вечера (1) иммунитет (10) закаливание (1) День юнната (1) Международный день семей (1) 12 мая (1) польза ревеня (1) Международный день счастья (1) от гриппа (1) Чаир (1) ревень (1) корица (2) эфирное масло корицы (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: