«Искусство было с ним всегда»

В середине XIX века, в городе Чугуеве Харьковской губернии, двоюродный брат принёс мальчику коробочку акварельных красок. А мальчик взял да и раскрасил ими черно-белый арбуз в своей детской азбуке. Раскрасил и удивился чуду: бесцветная картинка стала живой, сочной, яркой! Кисточка, словно волшебная палочка, изменила мир...

«Я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни» - так вспоминал начало своей творческой биографии Илья Ефимович Репин.

Детские игры с красками закончились быстро. В 11 лет юного Илью отдали учиться в школу топографов, затем он обучался у местных иконописцев, а в 16 лет присоединился к артели, расписывавшей церкви в разных городах. Летом 1863 года артель оказалась в Острогожске, родном городе Ивана Крамского. Местные мастера рассказали своим коллегам, что их земляк, тоже начинавший с росписи икон, поступил в столичную Академию художеств, стал известным человеком, даже получил золотую медаль!

Приехавший в Петербург Репин не смог с первого раза поступить в Академию. Пришлось поступать в вечернюю школу рисования, и учителем там оказался Крамской! Судьба ещё не раз будет сводить этих художников вместе, один унаследует от другого многое, в том числе – неприятие разделения искусства на тесные жанровые каморки. Искусство было для Репина буквально всем:  «Искусство я люблю больше добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях».

Смешать жанры, попробовать себя во всём, не только отобразить мир красками, но и изменить его – так жил и творил Репин. А какой может быть мир без природы? Если сначала Илья Ефимович больше всего внимания обращал на человека, выражение его мыслей и характера, то в поездке на Волгу для работы над картиной «Бурлаки» ему открылись простор и свет того, что человека окружает.

Простор и отличает большинство его пейзажей и «портретов в пейзаже», которыми Репин прославился. Если интерьеры и лица людей у него прорисовывались кропотливо, до мелочей, то пейзаж был зачастую размыт, чтобы глаз не задерживался на мелочах, чтобы зритель охватывал весь вид в целом. Особенно удавалось небо – хоть жаркое летнее над волжскими бурлаками, хоть предгрозовое, затянутое дымами над запорожскими казаками, в дымке над морем, в лёгких облаках над полями.

Интересно, что в карандашных набросках, которые во время своих путешествий Репин делал постоянно, детали пейзажа вырисовывались скрупулёзно. Например, волжский берег у Ширяево передан с фотографической подробностью. Из пейзажей такой точности удостоились разве что картины любимого художником Абрамцева и пейзажи с женами и детьми художника. Почему? Остаётся только гадать. Возможно, в этом случае мольберт или этюдник и в самом деле заменяли Репину фотоаппарат, он стремился запечатлеть мгновенье, а не передать свои чувства. Фотография тогда уже была изобретена, но Илья Ефимович всю свою жизнь был верным служителем живописи во всех её видах.

Облако тегов

Абрамцево (1) Святки (1) отёки (1) ананас (1) тепловой удар (1) шалфей (3) открытия в медицине (1) альпийские растения (1) усадьба Горенки (1) лёд (1) вред мёда (1) Щедрый вечер (1) польза мёда (2) искусство (1) польза ревеня (1) масло горчицы (1) Омельян (1) ушибы (1) Израиль (1) Нострадамус (1) славяне (1) сады мира (1) для дёсен (1) Терлецкие истории (1) вирус (1) Коломенское (1) легенды о чае (1) монастырская медицина (7) средства от простуды (4) от комаров (1) осенние праздники (1) Василий Поленов (1) лабазник (1) стресс (6) март (2) приметы августа (1) праздники (5) Периньон (1) море (1) польза чая (1) живопись (12) День Сурка (1) редкие животные (1) средство от комаров (1) Международный день счастья (1) праздник урожая (1) петрушка (1) Древняя греция (1) Иван Купала (1) мёд в истории (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: